22 февраля прошла форсайт-сессия DSGN-ALT->, посвященная обсуждению будущего дизайн-образования с учетом актуальных запросов рынка и развития технологий. В мероприятии приняли участие 66 экспертов из индустрии дизайна, представители бизнеса, сферы образования и искусства, студенты и потенциальные абитуриенты Центрального университета.
Главная цель форсайт-сессии заключалась в том, чтобы совместно с лидерами рынка, преподавателями и практикующими дизайнерами проверить и скорректировать гипотезы о том, какие навыки и компетенции сегодня наиболее востребованны и какую роль играют интердисциплинарный подход и практико-ориентированное обучение. В ходе сессии была сформулирована широкая проблематика в сфере дизайн-образования — от поверхностного освоения профессии до недостаточного баланса между теорией и практикой.
Открытие и ключевые спикеры
С приветственным словом выступили представители Центрального университета — Евгений Ивашкевич, Иван Стельмах, а также лиды направления «Дизайн» Данила Шорох, Александра Галанина и Нино Григолава. В числе участников — ведущие дизайнеры и арт-директора, сотрудники крупных компаний, руководители образовательных учреждений, представители искусства и музейных институций.
С приветственным словом выступили представители Центрального университета — Евгений Ивашкевич, Иван Стельмах, а также лиды направления «Дизайн» Данила Шорох, Александра Галанина и Нино Григолава. В числе участников — ведущие дизайнеры и арт-директора, сотрудники крупных компаний, руководители образовательных учреждений, представители искусства и музейных институций.

Основные вызовы современной дизайн-подготовки
- Недостаток реальной практики. Выпускники порой недостаточно готовы решать практические кейсы и сталкиваться с реальными бизнес-процессами.
- Поверхностное освоение профессии. Программы не уделяют должного внимания глубокому пониманию основ дизайна, истории искусства, философии и контекста, что ограничивает дизайнеров техническими навыками без осмысления сути их работы.
- Дисбаланс между широтой и глубиной. Образование стремится дать универсальные навыки, но это приводит к отсутствию специализации или, наоборот, узкому мышлению, что мешает дизайнерам мыслить системно и адаптироваться к разным задачам.
Интердисциплинарная концепция
Это динамичная и гибкая образовательная экосистема, в которой студенты смогут свободно интегрировать знания и навыки из различных областей. Студент сможет формировать свой уникальный образовательный путь, подобно сборке конструктора, где каждый элемент имеет важное значение в создании целостной картины. Мы верим, что объединение знаний из искусства, технологий, науки и гуманитарных дисциплин открывает новые горизонты и способствует возникновению идей на стыке различных областей.
Это динамичная и гибкая образовательная экосистема, в которой студенты смогут свободно интегрировать знания и навыки из различных областей. Студент сможет формировать свой уникальный образовательный путь, подобно сборке конструктора, где каждый элемент имеет важное значение в создании целостной картины. Мы верим, что объединение знаний из искусства, технологий, науки и гуманитарных дисциплин открывает новые горизонты и способствует возникновению идей на стыке различных областей.
Практические результаты форсайт-сессии
— Подтверждены гипотезы о необходимости гибких и актуальных образовательных модулей, учитывающих стремительные изменения в отрасли.
— Сформирована «карта проблем» дизайн-образования, включая несбалансированность теории и практики, дефицит прикладных навыков и отсутствие глубокого понимания психологии и поведения пользователей.
— Представители Центрального университета заявили о намерении интегрировать полученные инсайты в будущие учебные программы по направлению «Дизайн», чтобы готовить специалистов, способных задавать тренды и решать бизнес-задачи.
— Наладились новые контакты между университетом и представителями индустрии, что в перспективе позволит привлекать практиков в качестве преподавателей и кураторов.
— Подтверждены гипотезы о необходимости гибких и актуальных образовательных модулей, учитывающих стремительные изменения в отрасли.
— Сформирована «карта проблем» дизайн-образования, включая несбалансированность теории и практики, дефицит прикладных навыков и отсутствие глубокого понимания психологии и поведения пользователей.
— Представители Центрального университета заявили о намерении интегрировать полученные инсайты в будущие учебные программы по направлению «Дизайн», чтобы готовить специалистов, способных задавать тренды и решать бизнес-задачи.
— Наладились новые контакты между университетом и представителями индустрии, что в перспективе позволит привлекать практиков в качестве преподавателей и кураторов.
Комментарий организаторов
«Наша цель — подготовить конкурентоспособных профессионалов, которые не только обладают техническими навыками, но и способны мыслить системно и out of the box, работать в условиях неопределенности и создавать неординарные решения, меняющие индустрию.
Для нас дизайн — это способ взаимодействия с обществом, инструмент для решения сложных задач и создания осмысленных идей. Мы воспитываем универсальных специалистов, способных видеть за формами смыслы и менять мир через осознанный и основанный на гуманитарных ценностях подход».
Заключение
Форсайт-сессия DSGN-ALT-> позволила Центральному университету заявить о себе в профессиональном сообществе и задать вектор дальнейшего развития направления «Дизайн». Команда направления планирует в ближайшее время приступить к формированию новых учебных программ и продолжить сотрудничество с лидерами отрасли, чтобы готовить специалистов, способных определять будущее российской и мировой дизайн-сферы.
Форсайт-сессия DSGN-ALT-> позволила Центральному университету заявить о себе в профессиональном сообществе и задать вектор дальнейшего развития направления «Дизайн». Команда направления планирует в ближайшее время приступить к формированию новых учебных программ и продолжить сотрудничество с лидерами отрасли, чтобы готовить специалистов, способных определять будущее российской и мировой дизайн-сферы.