В современном мире цифровая трансформация охватывает все сферы жизни, и образование не исключение. Новые технологии открывают широкие перспективы для обучения и саморазвития, однако важно понимать не только возможности, но и вызовы, с которыми сталкивается образование в эпоху цифровизации.
Эти вопросы поднимались на Международном муниципальном форуме стран БРИКС, где с докладом выступил Илья Ивановский, директор Центра бизнес-образования и аналитики, партнер в «Яков и Партнеры». Форум — это важная платформа для обмена опытом и идеями между представителями региональных и муниципальных органов управления из стран БРИКС, а также для выстраивания эффективных бизнес-коммуникаций с предпринимателями России и других государств-партнеров.
Выступление Ильи было посвящено цифровой трансформации образования. Пересказываем основные тезисы.
Эти вопросы поднимались на Международном муниципальном форуме стран БРИКС, где с докладом выступил Илья Ивановский, директор Центра бизнес-образования и аналитики, партнер в «Яков и Партнеры». Форум — это важная платформа для обмена опытом и идеями между представителями региональных и муниципальных органов управления из стран БРИКС, а также для выстраивания эффективных бизнес-коммуникаций с предпринимателями России и других государств-партнеров.
Выступление Ильи было посвящено цифровой трансформации образования. Пересказываем основные тезисы.
Преимущества цифровых технологий в образовании
Цифровые технологии значительно расширяют географический охват образования, делая его доступным для студентов разных профессий из разных стран. Например, платформы массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) привлекают миллионы студентов со всего мира, предоставляя доступ к знаниям от ведущих преподавателей. На одной из таких платформ зарегистрировано более 15 млн человек, что в разы превышает количество студентов, обучающихся традиционным способом за границей. Эти технологии позволяют легко совмещать обучение с работой, что особенно важно в условиях современного рынка труда, где люди могут менять профессию 3—7 раз за жизнь.
Цифровизация не только расширяет доступ к образованию, но и меняет содержание учебных программ. Важно обучать студентов работе с современными технологиями, такими как искусственный интеллект (ИИ), который помогает ускорить обработку и поиск информации. Более того, учебные программы могут быть адаптированы для фокуса на широкий спектр знаний, если несколько снизить уровень детализации отдельных программ, — благодаря поддержке ИИ, который берет на себя большую часть обработки данных.
Цифровые технологии значительно расширяют географический охват образования, делая его доступным для студентов разных профессий из разных стран. Например, платформы массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) привлекают миллионы студентов со всего мира, предоставляя доступ к знаниям от ведущих преподавателей. На одной из таких платформ зарегистрировано более 15 млн человек, что в разы превышает количество студентов, обучающихся традиционным способом за границей. Эти технологии позволяют легко совмещать обучение с работой, что особенно важно в условиях современного рынка труда, где люди могут менять профессию 3—7 раз за жизнь.
Цифровизация не только расширяет доступ к образованию, но и меняет содержание учебных программ. Важно обучать студентов работе с современными технологиями, такими как искусственный интеллект (ИИ), который помогает ускорить обработку и поиск информации. Более того, учебные программы могут быть адаптированы для фокуса на широкий спектр знаний, если несколько снизить уровень детализации отдельных программ, — благодаря поддержке ИИ, который берет на себя большую часть обработки данных.
Ограничения и вызовы
Несмотря на неограниченные возможности цифрового обучения, очное присутствие (F2F) остается важнейшим фактором успеха в образовании. 53% студентов предпочитают учиться очно, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности и лучшем понимании материала при взаимодействии с преподавателями и коллегами в классной комнате. Новые технологии не заменяют этот вид обучения, а дополняют его, предоставляя гибкость в выборе формата.
Несмотря на неограниченные возможности цифрового обучения, очное присутствие (F2F) остается важнейшим фактором успеха в образовании. 53% студентов предпочитают учиться очно, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности и лучшем понимании материала при взаимодействии с преподавателями и коллегами в классной комнате. Новые технологии не заменяют этот вид обучения, а дополняют его, предоставляя гибкость в выборе формата.
Влияние науки и бизнеса
Цифровая трансформация образования неразрывно связана с развитием науки. Наука — важнейший драйвер роста не только экономики стран, но и успеха отдельных компаний. Исследования показывают, что компании, которые активно инвестируют в научные исследования и разработки (R&D), демонстрируют лучшие результаты на рынке. Например, 63% предпринимателей, применяющих научный подход в бизнесе, достигают более высоких финансовых результатов.
Однако для того чтобы наука продолжала развиваться, требуется постоянный приток молодых кадров. Большинство нобелевских лауреатов совершили свои открытия в возрасте 30—40 лет. Молодых специалистов необходимо вовлекать в научную деятельность с первых курсов обучения, предлагая им участие в конференциях и научных проектах. Статистика показывает, что посещение научных конференций значительно увеличивает шансы на вовлечение студентов в науку, а участие ученых в одних и тех же мероприятиях способствует началу совместных исследований.
Цифровая трансформация образования неразрывно связана с развитием науки. Наука — важнейший драйвер роста не только экономики стран, но и успеха отдельных компаний. Исследования показывают, что компании, которые активно инвестируют в научные исследования и разработки (R&D), демонстрируют лучшие результаты на рынке. Например, 63% предпринимателей, применяющих научный подход в бизнесе, достигают более высоких финансовых результатов.
Однако для того чтобы наука продолжала развиваться, требуется постоянный приток молодых кадров. Большинство нобелевских лауреатов совершили свои открытия в возрасте 30—40 лет. Молодых специалистов необходимо вовлекать в научную деятельность с первых курсов обучения, предлагая им участие в конференциях и научных проектах. Статистика показывает, что посещение научных конференций значительно увеличивает шансы на вовлечение студентов в науку, а участие ученых в одних и тех же мероприятиях способствует началу совместных исследований.
Необходимость конференций и интеграция стран БРИКС
Особую роль в популяризации науки и обмене знаниями играют научные конференции. Для стран БРИКС важно увеличить количество подобных мероприятий, так как в этих странах университетов в несколько раз больше, чем в Евросоюзе, однако количество проводимых научных конференций значительно меньше. В 2023 году в странах ЕС было проведено 42,5 тысячи конференций, тогда как в странах БРИКС — всего 7,6 тысячи.
Повышение научной активности через конференции и обмен опытом может способствовать более тесной интеграции стран БРИКС, которые уже сейчас генерируют больший вклад в мировую экономику (35% мирового ВВП), чем страны «Большой семерки» (30%). Это подчеркивает важность дальнейшего сотрудничества и обмена знаниями между странами БРИКС для достижения глобального прогресса.
Особую роль в популяризации науки и обмене знаниями играют научные конференции. Для стран БРИКС важно увеличить количество подобных мероприятий, так как в этих странах университетов в несколько раз больше, чем в Евросоюзе, однако количество проводимых научных конференций значительно меньше. В 2023 году в странах ЕС было проведено 42,5 тысячи конференций, тогда как в странах БРИКС — всего 7,6 тысячи.
Повышение научной активности через конференции и обмен опытом может способствовать более тесной интеграции стран БРИКС, которые уже сейчас генерируют больший вклад в мировую экономику (35% мирового ВВП), чем страны «Большой семерки» (30%). Это подчеркивает важность дальнейшего сотрудничества и обмена знаниями между странами БРИКС для достижения глобального прогресса.